Экономика Новороссии:
возможно ли восстановить разрушенное

Борис Борисов

 

- Восстановление экономики необходимо начинать с финансов - Без работающей финансовой системы никакого восстановления экономики не состоится – В настоящее время идёт откачка денег из экономики Новороссии, причём в очень больших масштабах - Из экономики Донецкой республики выкачена сумма в 61 миллиард гривен - Эти деньги уже не вернуться. Они потеряны. - Проблему восстановления финансов надо разбить на отдельные сектора и смотреть, что мы можем сделать хотя бы секторально - С апреля 2014 года я указывал на необходимость введения параллельного хождения российского рубля и гривны - Возможно найти эффективное решение по банковским карточкам - Существует громадный мировой опыт, каким образом можно ввести новые деньги в обращение – национальная валюта это осуществимый проект, и это также можно сделать быстро –

 

Всем понятно, что то, что порушено войной. надо бюджет строить заново, нужно будет восстанавливать разрушенное. Но тут есть и подводная часть айсберга. и именно она в значительной степени будут определять то. что дальше у нас будут происходить. Это финансовая сфера.

Восстановление экономики необходимо начинать именно с этого краеугольного камня. Без работающей финансовой системы никакого восстановления экономики не состоится. Это - абсолютно обязательное условие, не менее важное для экономики чем, дороги , например. Понятно что без железных дорог, без транспорта никакая экономика не заработает. Точно так же она не заработает без восстановления финансовой системы.

Какова ситуация на данный день (29 августа 2014 года - ББ). Приблизительно начиная с апреля месяца этого года происходило постепенное схлопывание финансовой системы региона. Я неоднократно выступал на эту тему, в том числе объяснял опасность этой ситуации в Российской Федерации, на площадке Государственной Думы России, предупреждал о том. что этот процесс идёт, что в ближайшее время банковская система в республике станет неработоспособна. Этим прогнозы прозвучали в апреле-мае 2014 года, итоговое выступление в Госдуме состоялось 4 июня.

В результате этого процесса произойдет - и уже идёт - откачка денег из экономики Новороссии в очень больших масштабах. Блокируется система расчётов, блокируется выдача зарплат, затем прекратится выдача пенсий и социальных пособий. Потери от разрушения финансовой системы будут вполне сопоставимы с потерями от собственно военных действий.

За прошедшее время вся эта прогнозная часть сбылась с точностью до миллиметра. На настоящий момент, как вы понимаете, банковская система в республике фактически прекратила свой существование.

Если говорить про экономические потери. то есть прямые и косвенные. Если говорить про прямые потери. то, по нашей оценке, из экономики Донецкой республики выкачена сумма в 61 миллиард гривен, и ещё около 20 миллиардов из экономики ЛНР - это только через каналы банковской системы. Это достаточно точная оценка. Она проведена на основании банковских балансов. Всего у Донбасса украдено около 80 миллиардов гривен, По курсу на момент вывода этих средств совокупные потери ДНР и ЛНР составляют от семи до восьми миллиардов долларов США. Это прямые потери экономики.

Напомню, что Киев сделал все от него зависящее. чтобы не допустить возобновления работы украинского бизнеса и украинских банков на территории Крыма. естественно, то же самое он будут делать, с ещё большим озлоблением в отношении Донецкой и Луганской республики.

Но это только прямые потери. Есть и косвенные - от того, что заблокирована банковско-расчётная система.

Если мы говорим про мелкий и средний бизнес, то он частично может перейти на нал, и возить деньги в сумках. Также понятно, что комбинаты не в состоянии работать по такой схеме. И одной из причин сокращения числа рабочих мест и зарплат являются проблемы в финансовом секторе.

Оценить косвенные потери сложнее, но исходя из валового регионального продукта в 30 миллиардов долларов, если посмотреть степень его сокращения. это даст нам примерный объём. В любом случае это ещё, ещё и ещё миллиарды долларов, которые мы уже потеряли.

Эти деньги уже не вернуться. Они потеряны.

Теперь паническая часть закончена, и мы прейдем к позитивной.

Позитивная часть заключается в том, что всё преодолимо. Не надо думать, что все проблемы перед которыми мы стоим - мы первые с ними столкнулись. Десятки и сотни раз государства сталкивались с похожими проблемами и вызовами. В том числе и в ХХ веке. В том числе и в недавнее время.

Посмотрите на Сирию. Невзирая на то. что в районе столицы шли бои и страна была расколота на регионы, в ней постоянно существовал государственный бюджет, и никто не заявлял (как это было в ДНР), что раз идет война то нам не нужен бюджет. Наоборот все силы государства были направлены на то, чтобы сохранить нормальную финансовую систему, чтобы работали банки так далее. Как вы понимаете, Нацбанк Украины не дает сирийским банка лицензию на ведение банковской деятельности Их дает правительство в Дамаске. Поэтому нет никаких препятствий к тому чтобы правительство в Донецке, также как правительство в Дамаске. также регулировало эту чувствительную сферу.

К сожалению - я это говорю с большим сожалением - пока мне неизвестны документы исходящие из Правительства которые бы регулировали именно банковско-финансовую сферу (такие, самые первые документы появились лишь спустя четыре месяца, что, на мой взгляд, было недопустимой и ничем не оправданной задержкой - ББ)

А некоторые меры напрашиваются. Когда мы думает о том как восстановить нормальную работу банковской системы то задача представляется сложной и очень большой. В этом случае проблему надо разбить на отдельные сектора и смотреть, что мы можем сделать хотя бы секторально. Так вот, выясняется что секторально мы можем сделать очень многое. К примеру, обменные пункты сейчас практически не работают, поскольку они принадлежали банкам. Но это мы привыкли к тому, что все обменные пункты должны непременно принадлежать банкам. Но если вы путешествовали по миру, то вы могли увидеть, что во многих странах существует институт частных обменных контор. Эти услуги не обязательно должны быть банковскими. Поскольку потребность в обмене валюты весьма велика, то напрашивается вывод о том, что регулирующему органу необходимо выдавать такие лицензии - пусть временные, пусть на год - желающим открыть обменные пункты. Бюджет при этом получает деньги, люди – работу. По моим оценкам, в Донецке может быть открыто порядка ста точек (по порядку величины), а в целом по республике, возможно, около тысячи, так как в любом. даже небольшом населенном пункте такие услуги востребованы.

Второй вопрос, которым я приватно предлагал заняться ещё с апреля 2014 года, а громко и публично с мая-июня 2014 года - это необходимость срочного введения (как минимум и для начала) - параллельного хождения российского рубля и гривны. Ведь для этого не надо ни одной копейки денег, необходимо просто принять политическое решение - а это политическое решение - и выпустить соответствующий Указ, постановление, Закон - форма может быть разной, в разных странах это решается по-разному, от записи в Конституции до простого постановления Правительства на эту тему. .

Что бы дало введение на раннем этапе параллельного хождения российского рубля - то есть обязанность торговых точек, которые собираются законодательно правильно осуществлять торговлю – это обязанность, подчеркну, именно обязанность принимать рубли, под угрозой санкций, наравне с гривной. (Для незнакомых с ситуаций поясню, что рублевого оборота на тот момент не существовало, все расчёты велись в гривнах также в гривнах была и основная часть денежной наличности и накоплений граждан - ББ)

Помощь в ДНР поступает в основном от России и от российских граждан, и в начале она номинирована в рублях. Разрешение хождения рубли позволит эту помощь использовать напрямую, без потерь по переводу в гривну. Это небольшая прибавка, но нам сейчас и небольшие прибавки очень даже кстати.

Я подчеркну, что оба этих решения не требуют ни одной копейки денег, это решения простые, эффективные, которые создают не необходимость дополнительных расходов а возможность получения дополнительных доходов.

И список таких возможных решений значительный, если мы разбиваем финансовый сектор на отдельные сектора и смотрим: а что мы вот здесь можем сделать .. а что вот здесь ... Мы можем тут продолжить список необходимых мер и действий, но я не буду вас утомлять, я лишь скажу. что возможно найти решение по банковским карточкам - и я знаю, как это сделать, и есть масса специалистов. которые это знают - но, к сожалению, нет такого призыва: пожалуйста приходите. и организуйте нам так, чтобы с карточек в Донецке можно было снимать деньги. Это МОЖНО сделать. И это можно сделать быстро.

Само по себе создание независимой банковской системы - с одной стороны задача очень сложная а с другой - довольно простая. Если мы посмотрим на революционные события столетней давности, то в различных регионах после установления той или иной власти довольно быстро возникала собственная финансовая система, печатались свои деньги. Существует громадный мировой опыт, каким образом можно ввести эти деньги в обращение, с тем. чтобы они нормально выполняли свои функции и обслуживали торговый оборот. Такие способы есть. Это долгий, очень специальный разговор, я не буду вас утомлять подробностями, но скажу только, что сама практика человечества должны каждого убедить: если наши предки достаточно легко, в течение иногда единиц недель решали эту задачу, то непонятно почему в 21 веке с его компьютерами, графическим дизайном и возможностями оперативно разместить печать ценных бумаг - почему вопрос ведении в оборот национальной валюты Новороссии хотя бы не обсуждается. Причём в Москве это обсуждается. и на очень высоком уровне, я вас уверяю (Так, автор ещё в июне 2014 года был свидетелем такого разговора на уровне помощника Президента РФ – ББ) , но почему-то это не находит отклика на месте. Казалось бы. местная власть прежде всего должна быть заинтересована, чтобы получить собственный источник дохода. А печатать деньги самим - это значит получить возможность самим финансировать определенные направления.

Как и чем эта валюта будут обеспечена - есть для этого подходы, и я их неоднократно излагал. Это осуществимый проект, и это также можно сделать быстро.

Что касается производства. то мы не должны принимать решений ломая через коленку трудовые коллективы. Если у нас сейчас где-то ещё сохранилось работающее производство и там обеспечена выдача зарплат, то это кормит значительное количество населения. Не надо думать что если мы предпримем какие-либо сильны шаги - какую либо непродуманную национализацию, например - то ситуация непременно улучшиться. Как правило любые перемены. даже самые продуманные и хорошие. вначале ведут к ухудшению ситуации, так как начинают вылезают те проблемы, о которых никто не предполагал. И принцип «не навреди» тут должен быть главным. То есть - осторожность и аккуратность. Надо взвешивать все экономические шаги с учётом интересов трудовых коллективов.

Что бы я мог тут предложить. Есть мировой опыт, как решаются такие проблемы.
Это трехсторонние комиссии, система трёхсторонних комиссий. В Трехсторонних комиссиях принимают участие, Первое, представители собственника - что очень важно не менеджмента предприятия, не директор. а другой человек, представитель собственника, который не занимает никаких административных постов, потому что если там будет представитель директора, то это будут обычный вечный спор между директором и профсоюзом. Представитель собственника может занять позицию, отличную от представителей менеджмента, и пойти на гораздо более глубокие уступки. Второе - представители государства, или представители. если это большая компания, и Третье - представители трудового коллектива, выборные от трудового коллектива. Вот такая комиссия в составе представителей собственника, трудового коллектива и государства могут нащупать правильные подходы к вопросу возобновления деятельность любых предприятий, с учётом интересов и коллектива, и Донецкой республики и в диалоге с собственником.

Если мы замкнём решение всех этих проблем на Правительство, то Правительство взорвётся от этих проблем. Здесь больше сотни только крупных предприятий, с тысячу средних и с десяток, или несколько десятков тысяч мелких. Даже если взять только крупные предприятия и мы будем проводить по одному совещанию в день - а больше трудно - то мы только совещаться будем полгода.

Трудовой коллектив должен быть тут нашим союзником, настаивать на возобновлении производства, на социальных гарантиях на несокращении штатов. Если собственник не с состоянии это сделать - то есть мировая практика: собственник продает за один доллар свое предприятие государству. а государство затем решает, что с этим предприятием делать. Не можешь продолжить производство - ну что же, продавай бизнес. Причем это не коммунизм, это практика развитых стран капитала.

По поводу национализации. С национализацией у нас только одна проблема. Как только мы национализируем что-то, то в этот же день именно вы полностью отвечаете перед трудовым коллективом, перед людьми за то, что происходит с этим предприятием. При этом бизнес здесь имеет свои особенности. Во многих случаях с которыми мы сталкивались, то, что мы называет заводом – это не завод в старом понимании. Это не отдельное предприятие. Это просто как бы отдельных цех более обширного производства. При этом руководство сидит где-нибудь в Киеве, а сбытовая контора может работать вообще где-нибудь в Швейцарии, и торгует его продукций на европейских рынках. И вы не думайте, что если забрать у них завод, вы вместе с ним получите рынок сбыта. Отнюдь.

Напротив, они сделают всё чтобы вы на этом рынке больше не появились.

Поэтому это очень сложные вопросы и их надо решать профессионально и аккуратно. В том числе в кооперации с представителями российского бизнеса, которые вот здесь могут оказать помощь. Не бескорыстно, но надо торговаться. надо выторговывать хорошие условия, разумный процент . который они возьмут за помощь в выводе продукции на рынки. Потому что есть не только рынок Европы, есть азиатские рынки, рынок Китая, рынки ближней Азии - иранский рынок, например.

При этом в Донецкой и Луганской областях работал Трансмашхолдинг (на Луганском тепловозостроительном заводе имени Октябрьской Революции - Завод ОР). Здесь есть собственность Внешэкономбанка, которая, видимо, ему не совсем по профилю, и по опыту других банков полученная тут банком залоговая собственность будет постепенно продаваться. Это общая практика, здесь никакого секрета нет.

Интерес Российского бизнеса сдерживается прежде всего вопросом с гарантиями собственности. И пока мы не решим здесь вопросы с надёжной правовой системой, надежными гарантиями собственности, (что даже в условиях войны во многих странах удавалось обеспечить) то, про какие-то инвестиции российского бизнеса стоит забыть. Надо вначале обеспечить право собственников - а потом приглашать делать инвестиции. В другом варианте это будет очень забавное приглашение, так как про то, что иной раз бывает тут с собственностью, про эти печальные факты знают уже даже дети.

Что же касается плана первоочередных действий Правительства (На тот момент это был основной, если не единственный экономический документ Правительств ДНР и ЛНР - ББ) то он мне представляется чрезмерно оптимистичным. Нас ждёт непросто здесь время. Непростое. Но с другой стороны, Донецкая республика начинает с чистого листа, и имеет ноль государственного долга, что позволяет рассчитывать на привлечение многомиллиардных кредитных сумм, в рамках создания разумного по объёму посильного внутреннего и внешнего долга. Кто их даст - это тема отдельного разговора. и наверное, чуть преждевременного - кредиты в воюющее государство всегда идут с трудом. То есть думать прежде всего необходимо о внутренних источниках и внутренних резервах. Некоторые подходы я здесь обрисовал, далеко не все.

В дальнейшем мы можем продолжить этот разговор.

 

Телевидение Новороссии,
«Путь правда» Выпуск 8
Экономика Новороссии. 29 августа 2014 года

https://www.youtube.com/watch?v=L_m6ood5yw0

***

Дополгительный материал:

Б.Борисов, 4 июня 2014 года, выступление на слушаниях на площадке Госдумы РФ :

«Если продолжать рассчитывать на то, что оборот обеспечат расчёты украинских банков в гривнах, это в итоге неизбежно приведет к крымскому сценарию, где на определенном этапе банковская система фактически потеряла способность обслуживать расчёты. Сохранение гривны как основной валюты последовательно приведет к уничтожению банковский системы, затем к уничтожению системы расчетов между предприятиями, вслед за этим к прекращению выплат зарплат, пособий, в конечном итоге - к прекращению нормальной торговли и неизбежному переходу к военной экономике и к карточной системе. На основании гривны и опираясь на украинские банки перезапустить хозяйственный уже оборот невозможно, это будут бессмысленные усилия и если это не будет вовремя осознанно, то нас ждет грандиознейшая гуманитарная катастрофа, десятки, а то и сотни тысяч беженцев.»

(на тот момент беженцев было семь тысяч, и всем казалось, что это много)

И ещё : «Единственный возможный выход из сложившейся тяжелой ситуации на Донбассе виден в немедленном перезапуске экономики региона на основе российского рубля. Для этого, разумеется, необходимо создание Центрального банка и получение стабилизационного кредита от РФ»

Отклик на выступление:
Премьер Бородай 6 июня 2014 года :

«Заявление Борисова было на грани сумасшествия. Мне кажется, ему надо лечиться в сумасшедшем доме».


Премьер А. Захарченко, 30 сентября 2014 года:

«чтобы отказаться от гривны, ДНР планирует перейти на рубль. Для этого потребуется порядка 3–4 месяцев ... окончательно говорить о каких-то сроках пока рано»


Когда я постоянно говорил о том, что правительство ДНР недееспособно. я имею в виду именно это. Многомесячное соплежуйство + полный непрофессионализм финансового блока + пустое место вместо премьера по имени Бородай..

Перевести республику на рубль можно было за месяц, а через два - иметь собственную валюту, и сделать это уже в июле. Вместо этого «эти непонятные люди» цеплялись за свои посты на которых ничего не делали, кроме того. что "рулили потоками" российской гуманитарии.

Из всего экономического блока, похоже, лишь министр энергетики Грановский что-то делал на тот момент, в 2014 году. что делали остальные - непонятно даже теоретически. Вроде бы, что-то начал делать министр продовольствия. Но как они будут работать без работающей финансовой системы, бюджета, и системы банковских расчетов – непонятно.

Когда работаешь там, на месте, понятности ещё меньше, чем из Москвы. В Москве ещё можно строить иллюзии: «Возможно, я не знаю всего.» А в Донецке прямо и перед собой видишь ухоженных людей, которые занимают посты "министров".и при этом:

1) Не делают ничего
2) Не собираются ничего делать
3) Не представляют, а что же собственно, надо делать.

Они не могут ответить ни на один вопрос, по поводу программы создания финансовой системы и бюджета. Так одному из ведущих минитров финансового блока этого правительства мне пришлось обяснять, что такое бюджетный классификатор и зачем он нужен. Он не знал.

При этом уходить они никуда не собираются.

Ну, вот как-то так это выглядит «изнутри ДНР».

Увы.

(Текст был опубликован 30 сентября 2014 года)

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *

 

***

Главная старница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей