Универсальный банк
как универсальное зло

(Как нам реорганизовать
банковскую систему)

- Кризис всей мировой капиталистической системы производства в её современной, глобализированной форме - Призыв G20 к открытию мировых рынков развивает те самые механизмы, которые стали одним из главных моторов нынешнего кризиса - «Паника 1873 года» - Меры, которые тогда предлагались не отличаются от того, что происходит полтора века спустя - Выделяют реальный и финансовый сектора экономики, оно это деление уже не описывает существующую экономическую реальность - В современной экономике три главных сектора, реальный, финансовый и виртуальный, рынкк деривативов, фьючерсов, форвардов, ставок на индексы и прочих инструментов - У кризиса нет ясно выраженного эпицентра, проблемы, решив которую можно было бы рассчитывать на возобновление устойчивого роста -

- Пути решения задач в банковской сфере, из которой проблемы перетекают в сферу экономики и обрушивают её - Необходимо разделение банковской деятельности на три сектора: сектор расчётов, кредитно-депозитный сектор и инвестиционный сектор - Речь идёт о трёхзвенной банковской системе в составе расчётных банков, кредитных банков и банков инвестиционных - Наиболее опасная часть банковского кризиса это разрушение системы расчётов - На втором месте опасность резкого сокращения кредитования народного хозяйства - Добиться устойчивости возможно только в случае жёсткого разделения кредитно-депозитных функций банковской системы от её платёжно-расчётных функций - Банковская система XXI века в итоге придёт к трёхзвенной схеме: расчётные системы , кредитно-депозитные банки, не имеющие расчётных функций и инвестиционные банки, работающие с ценными бумагами - Возможные подходы к решению этих вопросов -

 

Универсальный банк как универсальное зло

(Как нам реорганизовать банковскую систему)

Борис Борисов


От редакции:

Автор – эксперт по финансовому, биржевому и банковскому сектору, в течении трёх лет возглавлял Совет Директоров Московского Кредитного банка.

 


Глобальный экономический кризис, возникший первоначально в кредитно-финансовой сфере и перекинувшийся на реальный сектор, похоже вызвал некоторый ступор в мировой экономической мысли. Никто толком не знает, в чём причина кризиса и как его преодолевать. Связано это с тем, что кризис носит, во-первых, системный, во-вторых – структурный, а в третьих – комплексный характер. И это не только слова, обычные проходные штампы с неопределённым содержанием, это его сущностное содержание. Попробуем расшифровать эти неопределённости по отдельности.


Системный характер текущего кризиса в том, что это кризис всей мировой капиталистической системы производства, причём в её современной, глобализированной форме. Степень этой глобализации, разумеется, не следует преувеличивать – при полной глобализации кризис бы развивался синхронно и синфазно на всей планете, чего совершенно не наблюдается, но это всё таки не кризис XIX века, и даже не кризис образца ХХ века, это кризис уже глобального капитализма, в том числе и спровоцированный самим процессом глобализации – это следует подчеркнуть «во-первых». Уже из одного этого следует масса выводов и последствий, совершено неосознанных на уровне мировой экономической мысли, иначе мы должны были бы с очевидностью придти к мысли, что призыв Вашингтонской двадцатки (G20) к дальнейшему открытию мировых рынков развивает те самые механизмы, которые стали одним из главных моторов нынешнего кризиса.

Текущий кризис во многом уникален, но его уникальность не стоит преувеличивать. Об экономическом кризисе 1873 года, задолго до нынешних событий писали так :

«Самое продолжительное влияние на положение в Соединенных Штатах имела "паника 1873 года". Полгода спустя после начала второго срока Президента Гранта потерпел крах рынок акций. Банки вынуждены были закрываться, а усилия министерства финансов помочь исправить положение скупкой акций не могли предотвратить скатывания экономики к кризису. Крупные спекуляции ускорили экономический спад. Одни видели выход из кризиса в усиленной эмиссии бумажных денег правительством для оживления оборота денег и потребления, таким образом стимулируя экономику. Другие считали, что только возврат к золоту как единственной валютной основе обеспечит стабильность ... США увязли в экономическом кризисе, который продолжался следующие пять лет.»


Как видите, ни сами последствия кризиса, ни меры, которые предлагались для его элиминации (скупка акций, пакет крупных денежных вливаний в экономику, поиск иной твёрдой валюты) почти не отличаются от того, что происходит сегодня, полтора века спустя.

Структурный характер кризиса – во всяком случае его важная часть – в том, что в этой глобализированной экономике существуют глубокие структурные перекосы между главными её секторами. Обычно выделяют два сектора – реальный и финансовый, однако последнее деление уже не описывает существующую экономическую реальность адекватно. В современной экономике фактически сосуществуют не два, а три главных взаимосвязанных сектора – реальный, финансовый и виртуальный, представленный рынком деривативов, фьючерсов, форвардов, ставок на индексы и прочих инструментов, который уже давно отпочковался от собственно финансов как рынка реального капитала и реального кредита. Как известно, т.н. кредитное плечо в этом виртуальном секторе почти не требует физического предоставления кредитных денежных ресурсов, что делает его разбухание – а вместе с ним и никем не контролируемый рост рисков – практически бесконтрольным и крайне опасным для всей финансовой системы.

Значительная часть того, что сегодня воспринимается как «финансовые инструменты» на самом деле относится не к финансам, а к сектору игрового бизнеса. Так , угадывание завтрашней цены некого биржевого индекса по сути ничем не отличается от ставок сделанных в системе тотализаторов. Как инструменты бизнеса эти азартные игрушки воспринимаются только по недоразумению и до первого по-настоящему большого кризиса, когда от этих игр банкротами станут уже не крупнейшие банки (что уже бывало неоднократно), а целые государства и даже сообщества государств. Все эти опасные игрушки надо строго вывести за черту финансового бизнеса и уж тем более банковской деятельности и оставить в секторе азартных игр.

Комплексный характер кризиса состоит прежде в сего в том, что у кризиса нет ясно выраженного эпицентра, той задачи, решив которую можно было бы рассчитывать на возобновление устойчивого роста. Глубокие проблемы накопились в экономике и на структурном, и на региональном уровне, и на уровне национальных экономик, и на корпоративном. Попытка объять всё и сразу обречена на провал, системные согласованные усилия следует предпринимать в самых разных отраслях. Попробую набросать путь решения задач в том секторе, которые мне наиболее знаком – банковской сфере, из которой проблемы немедленно перетекают в сферу реальной экономики и обрушивают её – что мы воочию наблюдаем на примере десятков стран, в том числе и России.

Существует способ решения насущных кредитно-финансовых вызовов. Этот способ весьма жёсткий, но только он может разрубить клубок накопившихся противоречий и защитить нас от постоянной реинкарнации разрушительного банковского кризиса. Это разделение банковской деятельности на три взаимосвязанных, но независимых сектора: сектор расчётов, кредитно-депозитный сектор и инвестиционный сектор.

По существу речь идёт о трёхзвенной банковской системе в составе расчётных банков, кредитных банков и банков инвестиционных. Последнее разделение (на расчётно-кредитные и инвестиционные банки) состоялось в американской банковской системе уже давно, по итогам Великой Депрессии [1], спровоцированной в том числе и опасными играми банков в спекуляции на рынках ценных бумаг, но во многих странах до сих пор нет и такого предохранителя.

Важнейшим элементом почти всех банковских кризисов последних десятилетий было нарушение нормального течения расчётов, кредитования, кризис доверия на межбанке и депозитный кризис. Наиболее опасная часть банковского кризиса – это разрушение системы национальных и международных расчётов, когда встаёт денежный оборот в реальном секторе. На втором месте стоит опасность резкого сокращения кредитования народного хозяйства. В этом случае даже государственное кредитование слабо спасает ситуацию, когда сама кровеносная система национальных финансов закупорена, денежная капельница в такой ситуации помогает слабо. Мы это видели неоднократно на живых примерах. Современная банковская система XXI века должна быть устойчива к таким потрясениям, проходить любые кризисы уж точно без паралича системы национальных расчётов – это аксиома, которую следует внедрять в сознание и практику во избежание катастрофических последствий для национальной экономики. Добиться такой устойчивости возможно только в случае жёсткого разделения кредитно-депозитных функций банковской системы от её платёжно-расчётных функций.

Следует переступить пережитки старой банковской традиции универсальных банков и формировать банковскую систему XXI века, которая в итоге придёт к трёхзвенной схеме: расчётные системы (или LSB-банки), которые с неизбежностью будут системами мгновенных платежей, кредитно-депозитные банки, не имеющие расчётных функций и инвестиционные банки, работающие с ценными бумагами. В данной системе расчётные системы сотовых операторов и интернет-деньги станут важной интегрированной частью банковской системы, обеспечивающей денежный оборот и платежи.

На самом деле, этот процесс постепенно идёт и естественным путём. Чтобы увидеть это достаточно посмотреть и понять – что такое мобильные телефонные платежи и интернет-деньги, а также посмотреть на рост этого сектора по сравнению с традиционным сектором банковских расчётов. Здесь важно от пассивного наблюдения вовремя перейти к активному формированию нового облика кризисоустойчивой банковской системы, так как неурегулированность новых способов платежа, отрыв их от национального банковского регулятора грозит нам новыми, ещё незнакомыми потрясениями и кризисами. Промедление здесь просто преступно по отношению к участникам этого нового растущего вида расчетов.

Попутно трёхзвенная структура банковской системы (расчётные, кредитно-депозитные и инвестиционные банки) позволит решить и насущный вопрос «доведения гос. кредитов» до конечного пользователя. По существу, в новой системе кредитно-депозитные банки могут быть региональными (работающими по территориальному признаку) и специализированными – работающими с отраслями, например, только в авиации, только в ипотеке, строительстве или на рынке фермерских ссуд. Последние, ограниченные в выборе клиента уставными документами и системой банковского контроля, должны стать агентами правительств по выдаче ссуд отраслям в кризисных ситуация – за вычетом наиболее крупных предприятий (условно, первая сотня), с которыми может разобраться непосредственно правительство. По существу, мы получаем инструмент гибкого рыночного реагирования не только на глобальные, но и на отраслевые кризисы, и даже способ исправления диспропорций в народном хозяйстве. Также универсальные кредитно-депозитные конторы, работающие по территориальному принципу – естественный партнёр региональных властей. Разумеется, кредитно-депозитную активность таких учреждений стоит, по американскому образцу, ограничить только тем субъектом федерации (штатом в американском варианте), в котором базируется данное учреждение. В противном случае такие конторы превратятся в насос, выкачивающий средства из проблемных регионов в более благополучные, например из провинции в Москву, что, кстати, имеет место и сейчас, и способствует запустению и деградации огромных регионов центральной России.

Для инвестиционных банков, работающих на рынке ценных бумаг следует безусловно запретить производные финансовые инструменты, как опасные для макроэкономической стабильности. Существенно ограничить всевозможные форварды и фьючерсы, сделав основой торгов спот-рынок, а также не допускать сделок «угадай вот этот индекс на завтра», переместив эту финансовую забаву из биржевого и банковского сектора в сектор азартных игр на деньги (чем, они собственно и являются) с драконовским уровнем налогообложения для желающих порезвиться. Но для остальной экономики такие сделки чудовищно опасны.

В скобках также замечу, что важной антикризисной мерой должен стать полный и абсолютный заперт на выдачу кредитов резидентам в иностранной валюте и проведение каких-либо сделок и платежей в национальной экономике (кроме экспортных), номинированных как-либо иначе, чем в национальной валюте. Без этой меры долговременную устойчивость национальной финансовой системы обеспечить невозможно, а значит невозможно обеспечить и устойчивость системы банковской, которая только часть системы финансов, так как банковская система постоянно будет нести внутри себя мину курсовых рисков, которая взорвётся в её утробе в самый неподходящий момент.

Устойчивая к кризисам национальная банковская система XXI века должна выглядеть приблизительно следующим образом.


Расчёты

Расчёты в национальной экономике, включая расчёты между частными лицами и налоговые платежи выполняют только расчётные банки (платёжные системы), не несущие никаких других функций. Остатки по счетам этих банков должны размещаться исключительно на безрисковой основе – в низкодоходные депозиты Центрального банка или финансовые обязательства Правительства или Пенсионного фонда. Закон должен предусматривать автоматическое поддержание положительного баланса национальной платёжной системы любым способом, вплоть до включения «печатного станка». Государственное страховое покрытие средств на расчётных счетах предприятий и граждан безусловно должно быть стопроцентным независимо от суммы и предоставляться без каких либо задержек.


Депозиты

Депозитные услуги оказывают только кредитно-депозитные банки. За привлечение депозитов они имеют установленную маржу, сами депозиты (100% привлечённых депозитов) размещаются либо в ЦБ по фиксированной (невысокой) ставке, либо по рыночным ставкам на центральной бирже депозитов и обезличенно выкупаются по текущим котировкам другими кредитно-депозитными организациями, в пределах установленных для них монетарными властями лимитов межбанковского кредитования (зависящем от показателей баланса и аудита). 100% таких кредитных межбанковских операций страхуется от невозврата. На процентную ставку по межбанковскому кредиту активно воздействует ЦБ, поддерживая её стабильность и регулируя предложение денег. Обезличенный и застрахованный порядок предоставления межбанковского кредита крайне важен для предотвращения «кризиса доверия», этой неизбежной первой фазы любого банковского кризиса, когда деньги в экономике и у банков есть, но рынок межбанка встаёт, так как банки «не чувствуют доверия друг к другу». Вслед за этим, разумеется обрывается кредитование (и перекредитование, что ещё важнее) конечных заёмщиков, растут невозвраты и банкротства, следом разумеется начинается отток депозитов ... и вследствие этого на втором этапе у банков начинает уже не хватать самих денег, а не только доверия. Поэтому этот первый этап кризиса – кризис доверия – в любом случае должен быть исключен из межбанковских отношений. Иначе периодически банковские кризисы буду повторяться и повторяться.


Кредиты

Кредиты выдаются только кредитно-депозитными банками, которые строго делятся на региональные и отраслевые. Смешение двух в одном не допускается. Региональные банки работают строго в одном регионе, установленном Финансовым Реестром (Деление по Реестру может не совпадать в отдельных случаях с федеративным делением страны). Как правило, региональные банки работают на бесфилиальной основе и являются агентами региональных органов власти.

Отраслевые банки финансируют предприятия своей отрасли: сельское хозяйство, ипотеку, транспорт, торговлю, домохозяйства и так далее, как правило имеют значительное количество филиалов, выполняют функции агента соответствующих отраслевых структур Федерального Правительства.

Кредит в такой системе доступен несколькими способами. Вы можете:

Обратиться по месту проживания/ведения бизнеса в региональный банк;
Обратиться в отраслевой специализированный банк (ипотечный, фермерский, строительный, транспортный и другие) по специализации вашего бизнеса;
Купить страховку на кредит и получить его в приоритетном порядке;
Обратиться за коммерческим кредитом в рамках той или иной государственной программы (например, содействия малому бизнесу), получив соответствующие документы в федеральных органах власти;
Воспользоваться лизингом в части покрытия части кредита на оборудование в лизинговой компании, в том числе и с государственным капиталом;
Воспользоваться региональными (местными) программами кредитования областных администраций, реализуемые через региональные банки;
Получить кредит за рубежом (для крупных кредитов и для предприятий с государственным участием – только с разрешения финансовых властей).
Валютный кредит, кроме полученных на счета зарубежных «дочек» и под их обеспечение должен быть конвертирован в рубли. Залог акций и реальных активов в России под обеспечение валютного кредита должен быть запрещён. Залогом под него могут быть только зарубежные активы компаний и их будущие экспортные потоки.

Такое разделение кредитной и депозитной деятельности не является абсолютной новацией, а имеет многочисленные международные прецеденты: так, в США давно существуют LSB-банки [2], банк с ограниченными услугами, которые или не принимают депозитов или не выдают кредитов.


Страхование рисков

Заёмщик имеет право пройдя процедуру присвоения кредитного рейтинга и кредитного лимита в страховой компании, допущенной к страхованию кредитных рисков. Банки следует обязать выдавать кредит застрахованному заёмщику в порядке приоритета перед незастрахованными. Добросовестный заёмщик имеет право на повышение своего рейтинга и снижение ставки страхования. Кредитные банки получают кредитный рейтинг в любом случае. Кредитный рейтинг банка на основании объективных, одинаковых для всех участников межбанка расчётах и служит основой для страховой наценки на покупаемые ими межбанковские кредиты.

И регионы и государство в рамках такой системы получают широкий набор рыночных инструментов как для территориального так и для отраслевого планирования народного хозяйства путём целевого кредитования, устранения имеющихся диспропорций и работы на опережение, определения в рамках межотраслевого и межтерриториального прогнозного баланса «узких мест» и мер по их расшивке.

Система расчётов гарантирована от закупорки, ликвидируются условия для «кризиса доверия», который есть исходная точка любого банковского кризиса, создаётся понятная справедливая и прозрачная система кредитования, основанная на рыночном, но регулируемом кредитном проценте, одинаковым для всех участников рынка (плюс страховая надбавка по рискованным заёмщикам, минус компенсации процентной ставки по государственным и региональным программам).

В такой системе банки фактически не несут кредитных рисков, совокупные кредитные риски принимает на себя система страхования и рейтингования заёмщиков. В такой системе трудно представить себе ситуацию, в которой кредит «встанет».


Международные расчёты

Международными расчётами в валюте могут заниматься только экспортно-импортные банки, имеющие единственно из резидентов право работать с валютой и внешнеторговыми контрактами и капитальным операциям. Они же солидарно с клиентом отвечают за полное поступление в страну валютной выручки и противодействие незаконному выводу капитала. Количество этих банков весьма ограничено. Это единственная сфера банковской деятельности, где допустимо участие иностранных банков.


Разумеется, это весьма приблизительный набросок кризисоустойчивой схемы национального банкинга. Вне поля зрения осталось множество видов банковской деятельности, таких как факторинг, вексельные операции, прямые инвестиции и участие в капиталах и многое другое. Но общее направление понятно. Проблема в том, что разные сектора банкинга зачастую требуют разнонаправленного регулирования, причём не только по уровню дирижизма, но и по самому направлению регулирующих воздействий государства. Решение этого противоречия интересов – только в разделении секторов национального банковского дела на независимые, самостоятельные и специализированные финансовые организации. Мы должны порвать с пуповиной универсального банкинга XIX века и придти к современной, специализированной отлаженной банковской системе. Либо мы сделаем это сами, либо катастрофические последствия кризиса – или ряда новых кризисов – заставят нас сделать это.

Рано или поздно.

Примечания :

1 Закон о банках 1933 года запрещает американским банкам покупать и продавать акции. | в текст


2 LSB, limited-service bank – банк с ограниченными услугами (не принимает депозиты или не выдаёт кредиты). К LSB относилась, например такая известная система как "American Express". Кстати, ФРС США до 1986 года препятствовала открытию таких LSB пока её не приструнил Верховный Суд.

Впервые опубликовано на ресурсе Полярная Звезда
23 февраля 2009 года


http://www.zvezda.ru/economics/2009/02/23/banks.htm



***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *