Борис Борисов:

Ведро с болтами,
Или поучительные размышления о том,
Как государство богатеет, и почему
Не нужно импорта ему, когда свой ВАЗ оно имеет

 

 

 

Недавние события и вопрос пошлин на иномарки разом оживили в обществе старую дискуссию между двумя клубами болельщиков, которых я бы по старике назвал клубом протекционистов и клубом фритредеров. Протекционисты по старинке выступают за оградительные меры, а фритредеры – по той же старинке - за свободу торговли, за то, чтобы «рынок всё расставил по своим местам», а особенно и с нездешним пылом за то, чтобы рынок наконец расставил по своим местам особо ненавистное им Производственное объединение АвтоВаз. Нравоучительные примеры из нашей самой ближней истории о том как и кого рынок расставляет по местам, как эти места обычно по-русски называются (и как это сказывается затем на всей экономике) - такие примеры самых ярых из фритредеров обычно не берут. Им главное АвтоВаз уесть. А там хоть потоп.

Наблюдая за могучим потоком фритредерского сознания, затопившего наше информационное русское поле словно Волга в половодье, нельзя не сделать некоторых важных наблюдений. Во первых, далеко не все нынешние фритредеры знают, что они таким обидным словом называются, и если их правильно назвать - пытаются избежать такого позора, и убедить общественность, они никакие они совсем не фритредеры, а только единственно против «антинародного режима». Фритредерство гневно отвергаем, дескать - а пошлины убрать. Интересно что эти эклектичные расслабленные умы тем не менее очень удачно выступают против режима именно там, где режим наконец увлёкся протекционизмом – в самой болевой точке, где вместе со смежниками заняты миллионы. Судьба этих миллионов настоящему фритредеру совершенно, совершенно не интересна. По большому счёту, настоящему, подлинному, патентованному фритредеру неинтересна судьба и самой страны пребывания (это то что когда то раньше, давно, называлось Родиной) – поскольку всегда найдутся всё более преуспевающие страны для местопребывания, если рынок его собственную страну вдруг «расставит по местам».

Если проговорить это устно большая часть тех, кто упражняется в жанре анафемы АвтоВазу - откреститься от таких взглядов; однако они в пределе прямо вытекают из их фритредерской позиции. Налицо классический случай раздвоения бытового сознания : люди очень, очень часто, выступают за такие экономические меры которые они никогда, никогда, никогда, не одобрили бы в отношении себя и своих близких. Примеров тому не счесть: так, для меня до сих пор остаётся загадкой, как могли в начале 90-х одни и те же советские люди одновременно часами томиться в очередях такой нерыночной-нерыночной госторговли, презрительно избегая многочисленных рынков (когда на этих рынках в 1990-м уже было всё – просто все: еда, одежда, мебель, ширпотреб, автомобили – иди и покупай, дружище! По рыночной цене.) – и при этом сурово и беспощадно выступали за введение в стране «рынка и рыночных отношений» Видимо, они представляли себе рынок как то не так …

Однако встречаются и более суровые случаи раздвоения экономического сознания, близкие к экономической шизофрении. Не могу воздержаться от удовольствия привести слова моего оппонента, который давеча яростно и обличительно возразил против помощи отечественному автопрому, особенно за счёт ненавистных автопошлин ... и тут же рядом и вслед, в рамках привычного вывиха экономического сознания, обвинил «антинародное правительство» что оно, дескать, «угробило авиапром».

"Вот угробили же самолетостроение- и никто не колышется. Не подымает пошлины на западные самолеты, не дает деньги на развитие отечественного. И так можно долго перечислять... "

Перечислять можно действительно долго. Авиапром правительство угробило. Кто бы спорил. И пошлины на авиатехники разумеется нужны и важны. Но осталось не совсем понятно, почему желаемые пошлины на "Боинги" и "Аирбасы" благостно скажутся на нашей отечественной авиации, а вот в богом проклятой автопромышленности такого благостного влияния от повышения пошлин никто совершенно не ожидает. Логично было бы предположить. что эффект от повышения пошлин был бы примерно одинаков - с отраслевыми вариациями, но принципиально схож.

То что автопром, который скорее жив (близкий к советскому уровень производства автомобилей как никак – для нашей промышленности это выдающееся достижение) в отличие от нашего авиапрома, который скорее мертв, заставляет предположить, что жив автопром в том числе и оттого, что все эти годы имели место хоть какие то охранительные меры - в том числе и пошлины на иномарки, да. Такая свежая мысль продвинутым фритредерам в голову обычно не приходит, увы. Также интересно в этой связи подумать на тему, почему наш автопром, который в начале 90-х выглядел по своему потенциалу куда как более блекло, нежели могучая авиационная промышленность СССР, (которая выдавала до трети мирового производства авиатехники, имела масса технических приоритетов и мировых рекордов) – так вот, почему этот хилый неказистый автопром выжил, а кое где и прирос, а могучий авиапром практически умер (сокращение выпуска гражданских самолётов примерно в сто раз) и пока, невзирая на все мероприятия доктора Иванова, скорее мертв, нежели жив.

Здесь важно отметить вот что. За годы своего рыночного существования наша автомобильная промышленность выпустила сложной технической продукции существенно более чем на сто миллиардов долларов. Это большая цифра , по любым меркам. И даже – я сейчас скажу просто страшную вещь – и наши и зарубежные потребители эту продукцию, все эти годы, на все эти сто миллиардов совершенно добровольно купили – и собираются покупать ещё! Кто тут давеча кричал во всех СМИ и не в СМИ, «Ах какой ужас, экономика становиться сырьевой, это конец, это ужас, спасайте страну» ? Это кричали просто все, хором – и фритредеры, и протекционисты, и удачно сочетающие то и другое, и просто безграмотные – хор был стройный.

Интересно заметить также, что за эти же годы наш автопром продал на экспорт пресловутых «вёдер с болтами» на сумму около 20 миллиардов долларов, что вполне сопоставимо с экспортом всей военной техники за тот же период, которая как известно «наша гордость» . Причина по которой экспорт БМП – который чем то напоминает внедорожник, пока не стреляет, – это гордость, а экспорт «Нивы» – это позор, для меня остаются совершенно непонятными. Это такой парадокс фритредерского сознания, протекционисту для понимания дюже недоступный. Да, автоэкспорт был направлен в основном в ближнее зарубежье, но чем доллар нашего СНГ хуже доллара ихнего АСЕАН, простите ? У каждого свои рынки, каждый пашет свой огород.

Также для интереса было бы полезно прикинуть, какова была в этой немалой сумме доля налогов и сборов - в любом случае это огромные суммы (надо ещё и собранные пошлины приплюсовать) - которые шли в том числе и на дороги, по которым сейчас ездят фритредеры, и на школы, в которых многие нынешние фритредеры получили зачатки своего чахлого образования, и на пенсии, и на Армию, и на медицину, и так далее, по бюджетному классификатору. Также было бы полезно прикинуть, какова была в этой немалой сумме доля заработной платы, которую получили сотрудники в автопромышленности а также их многочисленные смежники и дилеры по всей стране. И я вообще не уверен, что все кто сейчас бодро называет ВАЗ "ведром с болтами", особенно из тех, кто помоложе, был бы в принципе сейчас жив и здоров, если бы не (в том числе) и эти деньги. Могли и преставиться несвоевременно, да и вообще не родится.

Вот какая незадача могла случиться с начинающим фритредером из самых молодых политически активных организмов в самом начале их перспективного жизненного пути.

И некому бы было сейчас бодро называть ВАЗ "ведром с болтами".


Увы.

 

 

***

Впервые опубликовано на ресурсе "Новые Хроники"
(гл. редактор Егор Холмогоров) 18 февраля 2009 года


http://novchronic.ru/3138.htm

***

Главная страница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *