Борис А. Борисов:


Украина и ЕЭС: Семимильными шагами в никуда

 

 


В последнее время снова активизировались контакты между представителями ЕЭС и Украиной. Так, в заголовках новостей прочно обосновалась тема упрощения визового режима между Украиной и ЕЭС. Энтузиазм украинских товарищей по этому поводу не совсем понятен; при ближайшем рассмотрении тема упрощения визового режима свелась всего к четырём пунктам:


- сокращение перечня документов, необходимых для получения виз
- сокращение сроков рассмотрения визовых заявлений
- бесплатное рассмотрение визовых заявлений для отдельных категорий граждан
- снижение размеров оплаты за рассмотрение заявлений.


Не густо, особенно для страны, которая недавно в одностороннем порядке ввела безвизовый режим для всех граждан Евросоюза. Особенно если учесть, что это - предложения украинской стороны, и неясно, что останется от этих скромных предложений после причёски, сделанной европейскими парикмахерами.


Что реально хочет Европа от Украины хорошо показали недавние инициативы Запада. Так, в рамках Европейской политики соседства ЕС выделил Украине 3,8 млн. евро на создание двух пунктов временного содержания нелегальных мигрантов в Волынской и Черниговской области. Деньги выделены в рамках проекта ЕС "Укрепление потенциала в сфере управления миграционными процессами". Согласно концепции политики соседства, одним из условий является подписание соглашений о реадмиссии (взаимном возвращении нелегальных эмигрантов) со всеми странами-соседями ЕС и организация на их территории фильтрационных лагерей.


Визовый вопрос для Украины стоит заметно острее, чем для России. Семь миллионов граждан Украины постоянно работают за границей, и около двух третей трудоспособного населения, по данным опросов, хотели бы там работать. Так что речь идёт не об участи обеспеченных туристов, представляющих малую часть населения, о об интересах десятков миллионов людей, причём с большим преобладанием жителей правобережной Украины - главных избирателей Ющенко, между прочим. С другой стороны, в том же Евросоюзе не могут не понимать, что речь идёт не о туризме, а о нелегальной трудовой миграции. То есть фактически Евросоюз готов (говорит, что готов) облегчить условия нелегальной трудовой миграции из Украины в Европу. Это, в общем, не совсем то, что обещал Ющенко избирателям, и на что Запад, обрабатывая общественное мнение жителей Украины, усиленно намекал. Тогда, на майдане, Запад хитро подмигивал украинским избирателям, держа конфетку с надписью ЕЭС за спиной, и спрашивал : "Угадай, в какой руке?" Избиратели угадали, но вместо конфетки оказалась одна обёртка - как, собственно, все хором предупреждали.


История с Турцией, её статусом вечного студента на выучке у ЕЭС здесь весьма показательна. Не все в курсе, что эта страна стояла у истоков общеевропейских структур, и ещё в 1948 г. вошла в Организацию европейского экономического сотрудничества, позднее преобразованную в Организацию экономического сотрудничества и развития. Первое ходатайство о членстве в Европейском Экономическом Союзе Турция подала ещё 31 июля 1959 года. С 1952 года Турция - полноправный член НАТО. "Последняя фаза" вступления Турции в ЕЭС продолжается последние 20 лет, причём Анкарским договором ей было обещано полноправное членство в союзе к 1995 году. При этом страна последовательно выполняет все условия Евросоюза и, заодно, других европейских структур, в том числе политических. Более половины внешней торговли Турции приходится на страны сообщества. Результат? Фактически, недавно Турции предложили снова "начать переговоры об условиях её членства в ЕЭС". Одной из главных не сильно афишируемой сторонами причиной фактического отказа Европы от принятия Турции является опасение неконтролируемого наплыва рабочей силы. Ровно в том же положении находится и Украина.


Никаких резонов отодвигать старого, проверенного десятилетиями партнёра, Турцию, и выдвигать вперёд нестабильную Украину у Запада нет и не будет. Одновременный приём в ЕЭС и Украины, и Турции - вещь из разряда фантастики. По совокупному населению это почти то же самое, что приём в ЕЭС России (115-120 миллионов человек против 145), а по количеству мобильной, готовой ехать на заработки рабочей силы, совокупно Украина и Турция превосходят Россию в разы.


Как будет происходить обработка заявки Украины, хорошо объяснил крупный еврочиновник Крис Паттен : "Необходимо иметь в виду, что открыто "НЕТ" никто не скажет - все будут говорить "Мы не против, но не знаем, как другие".


Разумеется, позиция вечного кандидата в ЕЭС, явным образом уготованного Украине, чрезвычайно удобна Западу, так как позволяет требовать от Украины ратификации всех выгодных ЕЭС документов и соглашений (что, собственно, уже происходит) и последовательно отодвигать Украину от сотрудничества с Россией в рамках Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Впрочем, с окончательным определением позиции президента Ющенко, заявившего по итогам переговоров в Казани, что "Украина будет исходить исключительно из национальных интересов, и потому темпы интеграции в ЕЭП остаются исключительным правом каждой из сторон ...все, что мы делаем... не должно блокировать или противоречить нашему пути в ЕС " - то вероятность создания ЕЭП без Украины становится близкой к 100%.


Это при том, что в ЕЭС Украине особенно рассчитывать не на что, особенно в нынешней ситуации, когда политическая игра сделана, куш сорван, и время делать новые ставки ещё не настало. Разумеется, если в стране назреет политический поворот с идеей прихода к власти промосковских политиков, тема членства Украины в ЕЭС немедленно будет пущена в ход, и на украинской политической сцене снова возникнет знакомое европейской лицо, пряча в рукаве старую конфетку. И украинцы, думаю, снова в это поверят.

***

Впервые опубликовано на ресурсе «Кремль.орг» 21 ноября 2005 года

http://www.kreml.org/opinions/103069576

 

***

Главная старница сайта

Борисов Борис Авенирович
Полное собрание статей

***

Все тексты Б.А. Борисова по дате публикации


Все тексты Борисова Б.А. по различным СМИ


Все тексты Бориса Борисова по темам

* * *